Chuzhoi, я так понял, ты уже почитал немного по сути вопроса. С каким из двух инструментов работать удобнее? Для какого документация написана толковее, точнее и подробнее? Какой лучше изучать с околонулевым уровнем подготовки?
Учитывая наличие третьего вопроса, для меня важнее всего ответ на второй.
Мне трудно что-то посоветовать. Конечно, для себя я бы выбрал Squirrel, несмотря на то, что с этим языком я раньше дела не имел - там привычный С-образный синтаксис; там имеется классическое ООП, основанное на классах, которого нет в Lua; кроме того, сама репутация языка (несмотря на то, что он довольно молодой) вроде как уже достаточно высока. Кроме того, поддержка новых функций NewDark тоже имеет достаточно важное значение, как ни крути. Но...
Во-первых, важно понимать, что язык - это язык, а API - это API. Документации к языку Lua на сайте LGScript нет - надо искать доки и учебники по Lua на специализированных сайтах; точно также нет документации по языку Squirrel в тех четырех текстовых файликах, которые приложены к Squirrel.osm. И если говорить чисто о языке, то мне кажется, что новичку, который далек от программирования, все-таки будет легче освоить Lua, нежели Squirrel - сам язык, как мне кажется, синтаксически несколько проще (хотя это еще вопрос), и ввиду довольно высокой популярности самого языка документации в интернете по нему навалом (в т. ч. и на русском языке) - чем вряд ли сможет похвастать Squirrel. По крайней мере, я сходу не нашел ни одного толкового руководства по "белке" на русском языке.
А что касается мощи и возможностей языка, то при тех объемах и той сложности скриптинга, с которыми приходится иметь дело при создании ФМ (когда функция - обработчик сообщения занимает в среднем пять строчек), я вообще не вижу большой разницы, какой язык использовать. Даже если кому-нибудь взбрело бы в голову использовать для скриптинга в Thief какой-нибудь диалект SQL, то, полагаю, мы бы все равно примерно с тем же объемом усилий добились аналогичных результатов. ООП, которое я упомянул ранее - это хорошо, но вряд ли в нем есть какой-то реальный профит в нашей ситуации, когда в основном нужно "что-то подправить" - ну разве что если мы будет городить совершенно новую игру с нуля.
Ну а во-вторых, если говорить о самом API, то, опять же, документация к LGScript представлена в более подробном и удобоваримом виде - на сайте есть структурированный онлайн-справочник по API (в котором даны краткие описания всех сообщений движка и функций с их аргументами) и небольшой, но достаточно информативный туториал, построенный по принципу "от простого к сложному". Документация же к Squirrel.osm расчитана на подготовленного человека и в части описания собственно API предельно лаконична - там даны лишь структуры классов и имена функций с перечнем аргументов (без каких-либо комментариев). В самом API используются разные подходы: в LGScript - более простой функциональный (скрипт представляет собой набор функций, обрабатывающих сообщения), а в Squirrel script - объектно-ориентированный (скрипт представляет собой класс, унаследованный от SqRootScript, методы которого обрабатывают сообщения - уже напугал, да?) Конечно, документацию по API в некоторой степени можно считать универсальной, и ничто не мешает использовать справочник по LGScript для программирования в Squirrel script (ведь сообщения и сервисы движка те же), но то, что полученные сведения придется переводить из одной "системы координат" в другую, для новичка может оказаться непосильной задачей.
В общем, если Zontik самостоятельно начнет изучать LGScript, то он с большей вероятностью добьется некоторых успехов, нежели если он возьмется за "белку", где его, учитывая околонулевую подготовленность, почти наверняка ждет фиаско. У LGScript, по большому счету, только один серьезный недостаток - он не поддерживает новые функции Dark Engine. А вообще, если бы вместо Squirrel.osm в NewDark включили бы доработанный lgs.osm, то я бы глазом не моргнул и был бы только рад, несмотря на всю мою любовь к си-образным языкам. Так что сам выбирай. Вообще, я думаю, мир не без добрых людей, и на чем бы ты ни остановил свой выбор, без помощи ты не останешься. Но проще будет с LGScript. Но это мое мнение. Кто не согласен, тот может высказаться.